изготовление пластиковых карт с 2003 года.

Услуги
Поиск
Информация
Статистика

Рынок «козырных» карт

Ольга Поливцева, автор «Эксперт Сибирь»

Для пластиковой карты смена статуса обыкновенного кошелька на статус банка в кармане происходит в Сибири достаточно быстрыми для регионального уровня темпами. Динамика «пластикового» рынка за 2006 год подтверждает этот вектор развития

Фото: Борис Барышников

В последние три года рынок платежных карт в России (и, конечно же, в Сибири) демонстрирует рекордные темпы роста и признается международными платежными системами одним из самых перспективных. По данным ЦБ РФ, самые «карточные» регионы в Сибирском федеральном округе — Новосибирская, Кемеровская области и Красноярский край.

Широкое использование пластиковых карт населением заметно влияет на развитие розничного сектора банковского бизнеса. «Сам по себе розничный бизнес — дитя технологического развития, — считает руководитель группы пластиковых карт новосибирского филиала банка ВТБ 24 Максим Дубинин. — Банки XX века просто физически не могли обслуживать много клиентов, и большинству услуги банков были не по карману. Механизация, а после и автоматизация сделали обслуживание частных клиентов менее затратным. Сети банкоматов, а теперь еще и офисов самообслуживания — те элементы банковской инфраструктуры, которые служат большей доступности банковских услуг».

Эмиссия карт с начала года увеличилась у Росбанка на 15%, у Альфа-Банка — на 25%, у Банка Москвы — более чем на 27%. Те же тенденции наблюдаются и в региональных банках. Например, к началу 2007 года, согласно планам развития Новосибирского Муниципального банка, объем карт возрастет по сравнению с началом нынешнего года более чем на 36%. Такими же быстрыми темпами увеличивается и количество банкоматов.

Значительный рост рынка пластиковых карт — весьма закономерное явление, так как пластиковые карты являются универсальным инструментом, к которому может быть привязан широкий спектр банковских услуг.

Бонусы карманных банков

Банки предлагают держателям карт целый ряд льгот, стимулируя тем самым культуру пользования «пластиком». Например, Райффайзенбанк страхует держателей карт при поездках за рубеж, предоставляет бесплатную услугу sms-уведомления.

Исключительно держателям карт ВТБ 24 предлагает линейку вкладов, которые открываются только в банкоматах и отличаются более привлекательными условиями, чем вклады, оформленные в офисе. Для клиентов зарплатных проектов введено специальное предложение — три месяца бесплатного обслуживания в системе «Телебанк» и предоставление овердрафта в размере до шести среднемесячных зарплат.

Расширяются возможности оплаты через банкомат различных небанковских услуг — оплаты спутникового телевидения, сотовой связи, IP-телефонии, Интернета, коммунальных услуг (например, по системе «Город»). Также клиент может управлять своим счетом через Интернет (интернет-банкинг).

Банкоматы с функцией приема наличных — уже не редкость, а в ближайшем будущем станут стандартом. Первый в Новосибирске банкомат, принимающий купюры, был установлен Гута-Банком (сейчас он принадлежит ВТБ 24) в начале 2004 года. «Для банков сервис банкоматов cash-in выгоден, — говорит ведущий специалист по работе с банковскими картами Западно-Сибирского филиала Росбанка Владимир Русаков. — Он снижает операционные расходы и нагрузку на отделения. Клиентам предоставляется возможность пополнить свой счет, внести денежные средства для погашения кредита, произвести оплату услуг».

«Эта услуга развивается в Новосибирске достаточно динамично, — подтверждает начальник управления розничного бизнеса новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Леонид Игнатьев. — Сейчас у нас уже пять депозиторов. Последними новинками можно считать дополнительные способы управления счетом — переводы на другие счета, оформление вкладов».

Юность эквайринга

Растет число торгово-сервисных предприятий, привлеченных банками на обслуживание по эквайрингу.

Максим Дубинин замечает, что «на современном этапе банки, как правило, воспринимают торговый эквайринг как дополнительную услугу для предприятия, а не как эффективное финансовое вложение. В условиях жесточайшей конкуренции, торговые предприятия сами обращаются в банк за данной услугой, чтобы предложить своим клиентам различные способы оплаты и таким образом привлечь в магазины держателей кредитных карт (в отличие от получения наличных, при оплате с помощью карты клиент не платит никаких комиссий)».

Директор филиала «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Андрей Почеснев считает, что «эквайринг — не инструмент для увеличения оборотных средств торговой точки, и говорить о возрастающих объемах продаж после внедрения POS-терминалов пока нельзя». Для банков, помимо некоторой комиссии, эквайринг способствует развитию инфраструктуры и улучшает качество обслуживания клиентов. Для магазинов — облегчает процесс расчетов. Возможно, в будущем эта услуга станет куда более выгодной для обеих сторон, а пока, по словам начальника Управления банковских карт и массовых кредитов ОАО «УРСА Банк» Евгении Зайцевой, сфера обслуживания и торговли находится на начальном этапе этих отношений и не всегда готова перестраиваться.

Увядание «живых» денег

В России доля безналичных расчетов составляет 66% от общей суммы платежей, что значительно меньше показателей развитых стран (90% и выше). О преимуществах безналичного расчета рассказывает Андрей Почеснев: «В развитии системы безналичных расчетов заинтересовано государство, так как оно экономит на издержках, связанных с денежным обращением. У банков увеличивается доходность и скорость проведения банковских операций, и, как следствие, появляется возможность снижения тарифов на услуги. Клиенты имеют дистанционный доступ к средствам на своем счете, могут оплачивать товары и услуги в любой валюте независимо от валюты счета».

«Будущее за технологиями, позволяющими клиенту минимально использовать человеческий фактор при общении с банковскими институтами. Будущее за дистанционным банковским обслуживанием», — считает директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» ОАО «Альфа-Банк» Марина Кокоулина.

«Удобства безналичных расчетов для частных лиц и экономики бесспорны, так что победа будет за картами. Ведь с помощью расчетов по карте исчезают «черные» схемы отмывания денег и экономика становится прозрачной», — добавляет Евгения Зайцева.

От держателя карты до получателя кредита

Еще одной важной тенденцией является развитие «пластикового» сектора рынка преимущественно за счет роста числа зарплатных проектов. В дальнейшем зарплатные карты будут, вероятнее всего, доминировать в общем объеме эмиссии банков Сибири. В настоящее время процент зарплатных карт от общего числа пластиковых карт на рынке России превышает 80%.

Большинство клиентов зарплатных проектов снимают все средства с карты в день зачисления зарплаты. 98% населения страны (по отчету ЦБ) используют «пластик» лишь для снятия наличных средств. В Сибири ситуация аналогичная. «Процентное соотношение в среднем такое: 90 процентов — снятие, 10 процентов — оплата безналичным путем, — подтверждает Евгения Зайцева. — В наступившем году это соотношение вряд ли сильно изменится».

Этот факт очень огорчает банки, и они активно работают над сокращением дистанции от простого держателя карты до получателя кредита. Ежегодно проводятся десятки маркетинговых кампаний, стимулирующих использование клиентами кредитных карт. Например, Банк Москвы увеличил кредитный лимит по кредитной карте до 350 тыс. рублей и ввел 50−дневный период, в течение которого держатели кредитных карт могут пользоваться беспроцентным кредитом. ОАО «УРСА Банк» предлагает новый продукт «Кредитная карта комфорт», который позволяет клиенту пользоваться кредитом с момента открытия счета для получения заработной платы. Новинка Альфа-Банка — тарифные планы, то есть пакетное предложение банковских продуктов, включающее в себя как пластиковые карты, так и накопительные счета. Альфа-Банк ввел абонентскую ежемесячную плату за пользование тарифным планом, что удобнее для клиента, чем ежегодная оплата за пользование пластиковой картой. ВТБ 24 реализует партнерские программы с предприятиями Новосибирска, позволяющие снизить ставки по потребительским кредитам для их работников, и предоставляет овердрафт в рамках зарплатных проектов.

Но сегодня доля кредитных карт незначительна, в лучшем случае соотношение дебетовых и кредитных карт представлено как 70 на 30.

Карты будущего

Будущее развития пластиковых карт за чиповыми технологиями (смарт-карты). Но быстрый переход на чиповые карты невозможен, потому что международным платежным системам MasterCard и VISA нелегко одномоментно произвести модернизацию гигантской международной терминальной сети обслуживания карт, которая пока технически не приспособлена к «чипу».

О развитии технологии пластиковых карт рассказывает Максим Дубинин: «Сегодня, в условиях перехода ведущих международных платежных систем на микропроцессорные (чиповые) карты, когда возможность выпускать чиповые карты уже есть, а инфраструктура обслуживания карт еще только перестраивается на новую технологию, наиболее распространенными становятся гибридные карты — чиповые с магнитной полосой. Впрочем, со временем карты уступят свои позиции. Я считаю, что пластиковые карты — это настоящее и ближайшее будущее банковских услуг. Современные технологии уже предлагают нам обходиться без пластиковой карты, пользоваться для расчетов телефоном, Интернетом и даже отпечатком пальца».

«Чиповые технологии на данный момент развития карточной отрасли в большей степени защищены от мошенничества и могут быть использованы для множества разнообразнейших приложений — банковского, идентификационного, транспортного, медицинского и других, — рассказывает начальник управления розничного бизнеса Новосибирского Муниципального банка Сергей Васильев. — Поэтому чиповые карты становятся все более востребованными. Но в ближайшие пять лет лидером объемов эмиссии все же будет карта с магнитной полоской: она имеет достаточно низкую цену. А это существенно, так как в России карты используются в основном для обналичивания».

«Пластиковый» рынок завтрашнего дня

В каком направлении пойдет развитие рынка пластиковых карт в 2007 году? Во-первых, оно, безусловно, акцентируется на рынке кредитных карт, так как рынок дебетовых уже близок к насыщению. Во-вторых, как замечает Владимир Русаков, «чтобы привлечь к использованию пластиковых карт новых клиентов, банки будут расширять терминальную сеть, а также активно развивать дополнительные сервисы. Увеличивать объем эмиссии без наличия адекватной сети обслуживания пластиковых карт бесполезно». В-третьих, учитывая, что для клиентов это более выгодный, удобный и универсальный финансовый инструмент, а для банков — более доходный, можно прогнозировать, что в общем карточном портфеле сибирских банков в нынешнем году доля кредитных карт будет расти значительными темпами.

«Пока использование банковских карт не вошло в привычку у горожан, — считает Сергей Васильев. — Неразвитость терминальной сети в организациях торговли и услуг также серьезно сдерживает развитие рынка пластиковых карт. Поэтому большинство владельцев карт рассчитываются с их помощью, лишь когда в кошельке не хватает наличных, а кассиры принимают карты, только когда нет очереди в кассу. К факторам, способствующим развитию «пластикового» бизнеса, можно отнести расширение инфраструктуры обслуживания карт (в крупных городах), рост доходов населения, увеличение предложений со стороны банков и пусть недостаточно быстрое, но неуклонное повышение финансовой грамотности населения. К счастью, пластиковая карта перестала быть экзотикой».

Контакты
Наше Видео
ПРОИЗВОДСТВО

Бесплатный хостинг uCoz КОРПОРАЦИЯ ФОРВАРД 2009-2015